Нескучная теория. Двигательная деятельность детей, насыщенная спортивными упражнениями, которые способствуют проявлению ловкости, быстроты, самостоятельности, волевых усилий, имеет также и большое воспитательное воздействие на формирование личностных качеств ребенка. Спортивные упражнения переносят ребенка в особый мир отношений и переживаний, увлекают его. Ребенку нравиться кататься на велосипеде, самокате и играть в бадминтон. Для него это развлечение, получение, прежде всего, положительных эмоций, радостных переживаний. Для родителей это возможность посредством интересных для ребенка спортивных упражнений укрепить организм, усилить работу внутренних органов, улучшить обмен веществ. Занятия на летней прогулке, на свежем воздухе способствуют развитию сердечно-сосудистой и дыхательной системы. Во время игр и упражнений на прогулке рекомендуется чередовать виды деятельности: более интенсивные с менее интенсивными, например, подвижную игру чередовать с упражнением на попадание мяча в цель.
Оздоровительные прогулки положительным образом сказываются на укреплении организма. На прогулках и в походах выполняйте различные упражнения для развития физических качеств, умения ориентироваться в пространстве. Ребенок дошкольного возраста активен, любознателен и стремится познавать мир, поэтому используйте элементы туризма на пешеходной или вело прогулке в парке, лесопарке, оздоровительной тропе, это позволит обогатить знания ребенка о родном крае, правилах поведения в природе.
Это важно! Обращайте внимание на признаки утомления ребенка (повышенная потливость, покраснение кожи, жалобы на усталость), поскольку интенсивные игры и упражнения в жаркую погоду могут вызвать плохое самочувствие. Помните о том, что упражнения на воздухе ребенку лучше выполнять в спортивной одежде, которая обеспечивает свободу движений, предотвращает переохлаждение и перегревание. Во избежание перегрева во время активной деятельности необходимо обезопасить голову ребенка от перегрева и одеть ему кепку или панаму. Не забудьте взять с собой на прогулку питьевую воду в бутылках (или кипяченую охлажденную воду), которую лучше пить в небольших количествах и маленькими глотками.
Что и как будем делать…
Активный отдых на природе
Он не требует специального оборудования и снаряжения, можно выполнять задания с максимальным использованием природного и социального окружения: упражнения в основных движениях: метание – прыжки, упражнения в равновесии – метание, лазанье – упражнения в равновесии, прыжки – лазанье; упражнения по преодолению естественных препятствий (склонов небольшой крутизны, ручьев и др.), имеющихся в ближайшем природном окружении. Если вы отправились на прогулку в парк или лесополосу, при встрече с пеньком, бревном, или другим природным объектом покажите ребенку, какие упражнения можно выполнить: перешагнуть через бревно, перепрыгнуть с «пенька на пенек»; подлезть под наклонившееся «дерево».
Катаемся на велосипеде
В теплое время года (весна, лето, осень) ребенок активно осваивает навык катания на велосипеде. Сложность обучения катанию на велосипеде заключается в том, чтобы научить ребенка сохранять равновесие.
В 2-3 летнем возрасте ребенок осваивает трехколесный велосипед. Начинать следует с показа, как правильно садиться на велосипед, сходить с него, сначала с помощью, а затем самостоятельно. Покажите ребенку, как управлять рулем, нажимать на педали, правильно тормозить. В 3 года важно, чтобы малыш начал осваивать езду, меняя направление движения, кататься с поворотами. На первом этапе следует кататься в медленном темпе, чтобы он научился держать равновесие. Катание на двухколесном велосипеде ребенок осваивает к 4 годам. На первом этапе научите ребенка везти велосипед с правой стороны, держа руль двумя руками. Как правило, ребенок, который хорошо освоил катание на трехколесном велосипеде, легко освоит и катание на двухколесном велосипеде. Для того, чтобы ребенок уверенно управлял велосипедом, научите его садиться на велосипед, ездить по прямой, а затем выполнять повороты (можно предложить объехать препятствия, проехать по нарисованной на асфальте фигуре). Предложите ему езду на велосипеде «змейкой» между предметами; подниматься на пологую горку и спускаться с нее. Будьте рядом и оказывайте ребенку помощь, особенно если он нерешителен и боится упасть.
Ребенок 5-6 лет самостоятельно катается на двухколесном велосипеде по прямой. Для того, чтобы развивать физические качества, усложните задания: проезжая ворота делать ускорение, тормозить; проезжать по узкой дорожке, отмеченной на асфальте; ездить по дорожке с различным грунтом, по дороге с неровностями.
Это важно! Для профилактики травматизма купите ребенку шлем, налокотники и наколенники. Помните о том, что очень важно объяснить правила катания на велосипеде: ездить по своей стороне дорожки, обгонять других велосипедистов с левой стороны, кататься на безопасной скорости, чтобы всегда успеть затормозить, соблюдать дистанцию между велосипедистами.
Играем в бадминтон
Бадминтон – одна из самых популярных игр на природе. Выполнение игровых действий способствует развитию у ребенка быстроты реакции, глазомера. Обучить игре в бадминтон ребенка 5-7 лет не сложно, поскольку сами взрослые, как правило, хорошо в нее играют. Начинать следует со знакомства ребенка с воланчиком, поскольку для них это новый предмет для игры. Подбросьте воланчик одной рукой и ловить его, затем бросайте вперед, удерживайте на ракетке на месте и в движении. Затем покажите, как держать ракетку, обучите способам действий с ней: подбрасывать волан открытой стороной ракетки, поочередно открытой и закрытой стороной ракетки на месте и в движении; отбивать волан открытой стороной ракетки снизу, сбоку, сверху в парах (взрослый набрасывает волан на ракетку); выполнять подачу волана снизу.
Не забывайте о том, что ракетку необходимо держать рукой четырьмя пальцами снизу, а большим пальцем сверху. Пи этом кисть должна быть свободна, пальцы слегка сжимают ручку.
На первых этапах ребенку сложно управлять воланом и направлять его ракеткой в нужном направлении. Поэтому при возможности используйте сетку для перебрасывания волана. Хвалите и подбадривайте ребенка для создания положительного настроения.
Катаемся на самокате
Катание на самокате имеет много преимуществ: предотвращает появление лишнего веса, повышает работоспособность и улучшает общее состояние здоровья ребенка; развивает функцию равновесия, контроль над движениями, быстроту реакции.
Для ребенка трех лет рекомендуется использовать самокат с тремя колесами – с одним передним и двумя задними колесами. Иногда встречаются самокаты с одним маленьким колесом сзади и двумя большими, наклоненными под прямым углом – спереди и по бокам от руля.
При подготовке к катанию на самокате позаботьтесь о том, чтобы ребенок был вам хорошо виден во время катания на самокате. Это позволит снизить риск столкновения. Ребенка 4-6 лет упражняйте в катании по прямой, отталкиваясь правой или левой ногой; в торможении; езде по кругу с поворотами налево и направо. Ребенок 5-7 лет может уверенно кататься по прямой, по кругу, «змейкой», выполнять повороты направо и налево, учится проезжать ворота, делать ускорение, тормозить и останавливаться по сигналу; ездить по узкой дорожке; кататься, произвольно меняя темп езды; друг за другом, соблюдая дистанцию.
Играем в баскетбол
Упражнения и игры с мячом совершенствуют навыки основных движений детей, укрепляют крупные и мелкие мышцы рук. Игровые действия «баскетболиста» развивают координацию и точность движений, быстроту реакции.
Как и многие виды спорта, баскетбол относится к тем видам спорта, с которыми ребенок начинает знакомиться в возрасте 5-6 лет. Первоначально научите ребенка ловить мяч двумя руками на уровне груди. На первом этапе стоит учить ловить и передавать мяч, передвигаясь шагом, а затем бегом. Наиболее сложным для ребенка является ведение мяча. Поэтому юному баскетболисту необходимо помочь и показать, как отбивать мяч обеими руками, затем правой и левой рукой на месте, а затем в движении.
Если вы хотите показать ребенку, как забросить мяч в баскетбольную корзину, то сначала следует упражнять его в передаче мяча по обычной и высокой траектории, затем перебрасывать мяч через высокие препятствия (например, ветку дерева, сетку, веревку и др.) с попаданием в цель, а только потом осуществлять бросок в корзину.
В возрасте 5-7 лет ребенка можно научить выполнять следующие движения: перемещаться по площадке с мячом с остановками, поворотами; передавать мяч в парах в движении; отбивать мяч от пола правой (левой) рукой на месте в стойке баскетболиста; вести мяч поочередно правой (левой) рукой; забрасывать мяч в корзину с места с постепенным увеличением расстояния.
Играем в футбол
Еще одной интересной спортивной игрой, элементы которой ребенок осваивает в дошкольном возрасте, является футбол. В игре в футбол ребенка привлекает стремление продемонстрировать свою быстроту и ловкость. Также это эмоциональная игра, позволяющая в полной мере удовлетворить потребность ребенка в движении. Занятия футболом способствуют развитию ловкости, координации движений, выносливости, ориентации в пространстве. Футбол является командной игрой и формирует у ребенка умение действовать решительно, самостоятельно, развивает взаимопомощь.
При обучении игре в футбол важно упражнять ребенка в несложных игровых приемах: удар по мячу, прием мяча, ведение и отбор, при этом следует отметить, что для достижения результата выполнять упражнения следует систематично (в ходе прогулок, игр на спортивной площадке).
Важен и правильный показ взрослого при обучении игре в футбол. Так, например, удар по мячу надо проводить в такой последовательности: удар по неподвижному мячу, удар по мячу после остановки, удар по движущемуся мячу. Самое сложно для ребенка – ведение мяча, поскольку контролировать его стопой куда сложнее, чем привычными действиями с помощью рук. Поэтому ведение мяча стоит начинать с ведения по прямой в медленном темпе, а затем в быстром, оббегая препятствия в различных направлениях. В целом с ребенком 5-7 лет можно выполнить следующие упражнения, которые помогут ему освоить «азы» игры в футбол: вести мяч по линии круга попеременно левой и правой ногой шагом, медленным бегом; вести мяч по коридору из кеглей или любых предметов (ширина 1 м); вести мяч произвольно по всей площадке, меняя направление движения и скорость, закатывая мяч в лунки, ворота; вести мяч с передачей в паре с продвижением вперед, в паре с отниманием его друг у друга; останавливать мяч внутренней стороной стопы или подошвой после передачи в парах, удара о стену; выполнять удары по мячу с места, с нескольких шагов разбега, носком, пяткой, внутренней, внешней частью стопы.
Мельникова М.С., Каранец Е.М. Занимательная физкультура для детей и родителей
разгарнуць » / « згарнуць