Дидактическое пособие для учителей-дефектологов специальных и интегрированных групп для детей с нарушениями речи «Активизация речи неговорящих детей дошкольного возраста» / сост. С. С. Яворович. – Минск : Зорны Верасок, 2018. – 36 с. – (Коррекционная педагогика)
Среди массы книг по развитию речи детей, заполонивших полки книжных магазинов, трудно найти пособие с практическими материалами. Большинство издающихся пособий рассчитано на развитие речи детей старшего дошкольного возраста. В последнее время отмечается увеличение количества так называемых «неговорящих» детей, то есть малышей, имеющих в активном словаре лишь отдельные звуки, либо вовсе безречевых.
Педагогу при работе с такой категорией детей важно на этапе формирования первоначальных речевых умений расположить ребенка к себе, постараться снять скованность, нежелание общаться. Этому способствует как форма подачи учебного материала, предложенного автором, так и его наглядность, простота, доступность, эмоциональность.
Малышу предлагается не просто повторить слова, предложения, а поиграть в игру, произнося знакомые и простые в произношении слоги, слова. Эмоциональность стихотворных текстов, их ритмичность, возможность многократного повторения вовлекает детей в коррекционный процесс в непринуждённой форме.
Новизна и актуальность предложенного автором методического пособия заключается в форме подачи речевого материал, который представляет собой движение от простого (повторение звукоподражаний, слогов, простых слов) к сложному (проговаривание всего текста стихотворения с опорой на картинку).
Автор предлагает интересные приемы работы с детьми на адекватном содержательном материале. Использование метода наглядного моделирования, позволяет ребенку, имеющему проблемы в речи, самостоятельно произносить речевой материал, предложенный автором. Тем самым у малыша формируется ситуация успеха, мотивация к дальнейшему обучению.
Оценивая работу в целом, следует отметить продуманность структуры, условный обозначений, иллюстративного материала, помогающих педагогам, родителям, детям ориентироваться в его содержании. Автору удалось на основе изучения разных методических источников собрать разнообразный материал, способствующий стимуляции речевой деятельности «неговорящих» детей.
В представленном пособии работа по формированию первоначальных речевых умений выступает как часть комплексного метода преодоления речевых нарушений, реализуемого при активном участии педагога, родителей и самого ребенка. Результативность такой совместной работы способствует ускорению в появлении самостоятельной речевой активности у ребенка.
Пособие учитывает специфику появления речи у детей с нарушением речевого развития, имеет практическую значимость для стимуляции речевой активности, формирования первоначальных речевых умений. Материалы пособия можно рекомендовать учителям-дефектологам, работающим с различными категориями детей, имеющих проблемы в речи. А также родителям, желающим помочь своему ребенку заговорить, пополнить словарь, развить память, внимание, а также стимулировать желание малыша общаться со взрослым.
раскрыть » / « свернуть