Самообразование - Д/с №6 г.Пинска

Разделы сайта

Самообразование

Самообразование

       САМООБРАЗОВАНИЕ -  осознанная, активная познавательная и творческая деятельность педагога, нацеленная  на обогащение своих профессиональных знаний  и совершенствование методических приёмов работы с детьми дошкольного возраста. 

        Воспитатели дошкольного образования относятся к категории тех профессий, которые требуют  постоянного самообразования.

                                          Основные направления самообразования

  • ознакомление с новыми нормативными правовыми документами;
  • изучение научно-методической литературы;
  • изучение актуальных  достижений педагогической науки;
  • ознакомление с современными педагогическими технологиями и методиками;
  • ознакомление с передовым  педагогическим опытом.

Темы по самообразованию

    Тему по самообразованию может предложить  заместитель заведующего по основной деятельности , а можно выбрать её самому.

       Выбирать тему самообразования можно:

  • каждый учебный год  новая тема,
  • обширная тема на несколько лет.

       Тема  по самообразованию должна быть нужной и перспективной  в сфере дошкольного образования. Целесообразно  выбирать тематику  с учётом  педагогического  опыта,  стажа.

Молодые специалисты:

  • индивидуальный подход в образовательном процессе,
  • планирование образовательного процесса,
  • организация работы с семьями воспитанников.

            Воспитателям с опытом работы более 5 лет:

  • современные методики и технологии в дошкольном образовании,
  • современные  формы работы с семьями воспитанников.

             Для опытных мастеров:

  • практика наставничества и помощи молодым специалистам,
  • исследовательская работа, основанная на педагогическом опыте.

            Советы педагогам,занимающимся самообразованием.

  • Изучая вопрос,  исследуйте несколько источников. Такой метод научит  вырабатывать  своё мнение.
  • Учитесь работать с каталогами. Это сохранит  вам время!
  • Научитесь работать с информацией, собирать, накапливать.  Это пригодится вам для участия в  педагогическом совете, семинаре, семинаре-практикуме.
  • Будьте  открыты  к инновациям  в образовательном процессе. Создавайте свои компьютерные презентации и видео проекты.
  • Делитесь  опытом с коллегами!

Формы представления результатов самообразования

  • Доклад на педагогическом совете.
  • Консультация
  • Выступление на семинаре, семинаре-практикуме
  • Проведение открытого занятия
  • Творческий отчёт
  • Проведение развлечений, досугов
  • Наглядно-иллюстративный материал
  • Консультация для родителей, сообщение на родительском собрании. 

Тест для самодиагностики

                 Тест для самодиагностики: личная  заинтересованность педагога в   саморазвитии

  1. Я стараюсь изучить свои интересы и потребности.
  2. Стремлюсь работать над собой, несмотря на занятость.
  3. Я много читаю.
  4. Обращаю внимание на мнение обо мне окружающих, для меня важна обратная связь.
  5. Осмысливаю свою деятельность.
  6. Возникающие преграды стимулируют меня искать выход из ситуации.
  7. Я открыто обсуждаю интересующие  меня темы,прислушиваюсь к авторитетному мнению.
  8. Стараюсь сохранять веру  в свои силы  и возможности.
  9. Стараюсь добиваться положительного результата в своей  деятельности.
  10. Мне нравится изучать и познавать всё новое. 

Результат:  большая часть положительных ответов дают основание сделать вывод о вашей готовности к осознанной работе по самообразованию.

  Пример оформления документации по самообразованию  СКАЧАТЬ

   Рекомендации для педагогических работников учреждения дошкольного образования по организации самообразования
  1. Выбирая тему для самообразования, постарайтесь остановиться на вопросе, который Вам  хорошо  знаком  и  имеет  непосредственное  отношение  к  Вашей практической  деятельности. 
  2. Обычно темы  саморазвития  педагогов  обсуждаются  и принимаются  на  заседании  методического  объединения  или  педсовете. 
  3. После одобрения темы  администрацией  учреждения  приступайте  к  написанию индивидуального плана работы.
  4. Каждое учреждение  образования разрабатывает  собственные  требования к составлению  индивидуального  плана. Однако  есть  общие  моменты,  которые обязательно  нужно  отразить  в  документе.  Во  вступительной  части  плана  укажите цель  (то,  что  Вы  планируете  достичь  в  результате  работы  по  саморазвитию)  и несколько задач (3-5 основных приемов или шагов, которые помогут Вам достичь цели). 
  5. Обозначьте форму  самообразования.  Она  может  быть  индивидуальной, групповой, дистанционной и др. Затем  приведите  информацию  о  группах,  на  базе  которых  Вы  будете проводить  исследование.  Обязательно  укажите  форму  работы  с  дошкольниками (индивидуальная,  групповая,  экспериментальная,  работа  в  проблемной  группе  и т.п.).
  6. План саморазвития может базироваться как на одной форме взаимодействия с детьми, так и на их сочетании.
  7. Далее укажите методы и приемы работы с группой в рамках реализации  плана  саморазвития  (эмпирические  или  практические, творческие, проблемно-поисковые и др.). Во  вводной  части  пропишите  предполагаемый  результат  деятельности. Здесь  Вы  можете  также  обозначить  риски,  которые  могут  возникнуть  в  ходе выполнения  плана. 
  8. Завершите вступление  указанием  конкретных  сроков выполнения плана по самообразованию. Как правило, он рассчитывается на период от одного до трех учебных лет.
  9. Основная часть индивидуального плана саморазвития обычно составляется в виде  таблицы.  Она  включает  в  себя  этапы  деятельности  с  расписанием календарных  сроков  их  выполнения;  мероприятия,  запланированные  в  ходе отдельного  периода;  предполагаемые  итоги  работы  с  указанием  формы  отчета  по каждому  этапу.
  10. Отчетная  информация  может  быть  оформлена  как  в  письменном виде  (портфолио,  дневник),  так  и  представлена  в  виде  устного  доклада  на методическом объединении или конференции.
Памятка по самообразованию ПАМЯТКА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
  Требования к оформлению конспекта занятия
Требования к оформлению конспекта занятия
 (сценария мероприятия)
Гарнитура шрифта – Times New Roman, размер кегля для названия конспекта – 16, для текста – 15, межстрочный интервал – одинарный. Абзацный отступ – 1,25 см. Выравнивание текста – по ширине. Поля страниц: левое – 30 мм; правое – 1,5 мм; верхнее – 20 мм; нижнее – 20 мм. Не должно быть кусков текста с разрывами между абзацами. Предполагаемые ответы детей прописываем курсивом в скобках.
При составлении конспекта обратите внимание на соответствие формулировки поставленных задач учебной программе дошкольного образования.
Если полностью использован конспект из источника, имеющего гриф МО Республики Беларусь (цель, задачи, материал соответствуют реальным условиям вашего учреждения, представлениям воспитанников, наличию демонстрационного материала и оборудования), указываем только этот источник.
Если же конспект составлен из разных источников, то пишем:
Программные задачи:
Материал и оборудование:
Предварительная работа:
Использованные источники (в конце конспекта).
Оформление использованных источников – согласно Инструкции по оформлению диссертации, автореферата и публикаций по теме диссертации. Приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 25.06.2014 № 159.
   Об утверждении образцов оформления библиографического описания в списке источников. 25 июня 2014 г. № 159