Этот возраст называют младшим дошкольным возрастом. Ребёнок в таком возрасте – настоящий непоседа, его поведению присуща высокая двигательная активность, которая сопряжена с ярко выраженной потребностью в общении, как со взрослыми, так и со сверстниками, потребностью в совместной игровой деятельности. Он владеет основными движениями и многими физическими качествами: выносливостью, ловкостью, быстротой и гибкостью, которые необходимы для удовлетворения его любопытства, многообразной, разносторонней познавательной активности. При этом складывается координация всех движений ребёнка, в формировании которой преобладают игровые мотивы – подражание ходьбе медвежонка, подпрыгиваниям зайчика или воробышка. В этом возрасте начинают ярко проявляться индивидуально-типологические различия в развитии скорости, интенсивности, темпе, как всех видов движений, так и познавательных психических функций – восприятия, памяти, мышления, воображения, а также внимания.
На четвёртом году жизни ребёнка благодаря интенсивному созреванию всех отделов головного мозга и его функций происходит быстрое развитие всех познавательных процессов. Так, прежде всего в структуре детского восприятия происходят существенные изменения. В начале 4-го года преобладают все формы чувственного познания – ощущения, восприятие. Поэтому так важно обеспечить многообразие окружающей малыша предметной среды, предоставлять ему возможность брать предметы в руки, действовать с ними (в рамках безопасного поведения), рассматривать их, «издавать» с их помощью звуки, в том числе ощущать их запахи и вкус, температуру, размер, цвет, форму, удалённость-близость и т.д.
Четвёртый год жизни – это постепенное развёртывание познавательной деятельности, когда ребёнок переходит в познании мира от «опредмечивания» всего познаваемого и предэталонов (как огурец, как шарик) к овладению культурными сенсорными эталонами: круг, овал, синий, высокий/низкий и т.д. И их количество при условии активного обучающего соучастия взрослого быстро растет: эталоны основных геометрических форм, цвета, времени, пространства, движения, эстетические эталоны (красиво / некрасиво) и др.
Второе важное направление в сенсорном развитии ребёнка – совершенствование обследовательских перцептивных действий, которые способствуют формированию наглядного образа при восприятии предметов и явлений – сосредоточенное рассматривание, наблюдение, ощупывание, прислушивание, поглаживание, приложение, наложение, постукивание, «принюхивание» и «попробовать на зуб» и др. Важно, демонстрировать ребёнку разнообразные действия восприятия, показывать, как выбрать из их множества те действия, которые наиболее адекватны исследуемому признаку и помогут решить задачу: чтобы узнать холодный или горячий чай – посмотреть, поднимается ли пар или слегка прикоснуться пальчиком к чашке; какой цвет резиночки для волос подойдёт к новому платьицу – приложить и посмотреть; какая ленточка длиннее – наложить одну на другую и внимательно присмотреться. Наряду с представлениями о внешних, доступных непосредственному обследованию признаках, у ребёнка начинают формироваться представления о внутренних свойствах, качествах предметов, которые обнаруживаются при соотнесении этих предметов друг с другом, к примеру, при конструировании, лепке из пластилина, рисовании красками, играх с песком, купании и т.д.
Важно, что знакомство ребёнка с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов, музыкальными звуками и звучанием родной речи, восприятие пространственных отношений и ориентация в пространстве происходит преимущественно в практической предметной деятельности. Только в процессе практических действий с игрушками, предметами, передвижении в пространстве у маленького исследователя формируются обобщенные способы обследования предметов – сопоставление, сравнение, сличение объектов. Овладевая способами сопоставления предметов по схожим свойствам (Какая ленточка короче? Какая пирамидка выше? Какой круг больше? Что легче, что тяжелее?), дети сначала учатся в помощью взрослого приёмам наложения, приложения (накладывают предметы друг на друга, сравнивая их по форме или величине; прикладывают вплотную друг к другу при сопоставлении по цвету, устанавливая совпадение контуров предметов или слияние цвета).
Важно, чтобы взрослый, обучая ребёнка этим обследовательским действиям, не только показывал само действие, но и называл его словом, описывал и то чувственное впечатление, которое получает в результате обследования (прикоснулась – холодный, шершавый, колючий; нажала на предмет – мягкий, твердый; положила на руку – тяжёлый, лёгкий; понюхала – ароматный, приятный запах; прислушалась – жужжит, шелестит и т.д.).
При этом можно использовать прием сравнения обследуемого качества с противоположным, которое выделяется теми же обследовательскими действиями. Например, после того как ребенок ощупывал, сминал мягкую игрушку, ощутил пушистость и мягкость, назвал своё действие и качество игрушки словами, можно предложить смять твердый предмет – машинку, ложечку и рассказать о своих ощущениях; понюхать по-разному пахнущие ароматные растения (мята, роза, укроп, розмарин, майоран, фенхель, базилик, кориандр) и описать, сравнить свои ощущения.
Ребёнок продолжает активно знакомиться с функциональными, внутренними свойствами объектов в предметной деятельности (Что с ним делать? Что он делает?), что позволяет ему устанавливать сначала самые простые, а потом более сложные связи и зависимости (причинные, родо-видовые, часть – целое и др.). Во второй половине года, когда ребёнок уже овладел внешними приемами сопоставления, он может сравнивать «на глаз» величину, форму, расстояние, цвет, хотя делает, нередко, ошибки. Тогда целесообразно проверить совместно с ним ответ путём практического сопоставления. Важно развивать у ребёнка способность самому выбирать самое подходящее практическое или умственное действие, чтобы решить задачу – далеко или близко, кто выше, какой формы деталь подойдет для починки тележки, поплывёт или утонет, какую одежду/обувь надеть/обуть в такую погоду и т.п. Это поможет малышу формировать стремление к самостоятельному постижению истины, гармонии, самоконтроль и чувство гордости за правильно найденное решение и достижение желаемого.
С 3-х лет начинается активное развитие социальной перцепции, то есть восприятия человека. Ребёнок хорошо ориентируется в восприятии своих и чужих, восприятии основных эмоциональных состояний человека (радостный, весёлый, грустный, сердитый, испуганный), взрослый человек и ребёнок, различает пол людей, ориентируется на признаки одежды и атрибутику орудий труда при определи профессиональной принадлежности человека (врач, парикмахер, милиционер, строитель). Малыш проявляет высокий познавательный интерес к сказочным героям, событиям мультфильмов и художественных литературных произведений.
Особенностью художественного восприятия ребёнка 3-4 лет является «очеловечивание» всех персонажей (животных, птиц, насекомых, цветов, предметов быта и т.п.), идентификация с ними и яркое эмоциональное реагирование. Для ребёнка типично острое восприятие эмоциональных состояний другого человека: взрослого и сверстника при в реальном взаимодействии и при восприятии картинок, художественных текстов.
Поэтому важно помнить о психологической гигиене – предупреждении разных эмоциональных перегрузок – как негативных, так и позитивных. То есть, необходимо предупреждать создание и вовлечение малыша в восприятие чрезмерно насыщенных эмоциональных ситуаций, так как для маленьких детей характерно быстрое заражение этими эмоциями и их острое переживание (легко возбуждается, пугается, безмерно ликует). Такими ситуациями могут стать даже семейные праздники, театральные постановки, праздничные утренники и развлечения в детском саду и, к сожалению, семейные ссоры.
Нужно помнить, что своевременное сенсорное воспитание малыша 3–4 лет является важнейшим условием познавательного развития растущего человека, его способности в адекватной и быстрой ориентировке в бесконечно меняющемся окружении, в формировании эмоциональной чувствительности и отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию окружающего мира. А это обеспечивает формирование доверия к миру и психологического здоровья личности ребёнка.
Сенсорное развитие ребёнка 4-го года жизни обеспечивает постепенный переход от непосредственно чувственных представлений к формированию образных форм всей психической деятельности – памяти, мышления, воображения. Роль центральной психической функции этого возраста – восприятия – к концу 4-го года начинает снижаться и ею становится уже на пятом году жизни ребёнка память.
Это означает, что богатый «багаж» сенсорных чувственных представлений ребёнка позволяет начаться процессу быстрого накопления образов памяти. Это важный качественный скачок в познавательном развитии ребёнка. Главная, даже единственная, форма работы памяти ребёнка 4-го года жизни – это непроизвольное запоминание и воспроизведение.
Ребенок еще не умеет сам поставить перед собой цель «запомнить», тем более применить для этого специальные мнемические приемы (действия способствующие запоминанию). Благодаря преобладанию непроизвольного запоминания ребёнок способен помнить всё, что видел, слышал, с чем действовал. Такой же непроизвольный характер носит и воспроизведение: в любой момент он может припомнить какую-то информацию, чем ставит, порой, взрослых в неловкое положение («…а мама говорит, что ты все соки из неё уже выжал!»).
Мнемическая деятельность ребенка отличается тем, что он не ставит перед собой осознанных целей что-либо запомнить. Запоминание и припоминание происходят независимо от его воли и сознания. Они осуществляются в деятельности и зависят от ее характера. Ребенок запоминает то, на что было направлено его внимание, что произвело на него впечатление, заинтересовало – яркое, красочное, весёлое, необычное, страшное…
Качество непроизвольного запоминания зависит от того, насколько активно он действует по отношению к предметам, ситуациям, в какой мере происходит детальное восприятие, обдумывание. Важнейшее значение в развитии образной памяти приобретает игровая деятельность.
Основным приемом для запоминания в этом возрасте является многократное повторение, основанное на механической памяти, поэтому взрослые должны много раз подряд повторять одни и те же стишки, считалочки, поручения, порядок выполнения действия и т.д. К концу возраста ребенок может использовать не только механические приемы запоминания, но и прием ассоциаций, группирования. Смысловая память начинает развиваться наряду с механической, поэтому важна активная умственная деятельность ребенка. Использование игр типа «4-й лишний», «Чего не хватает», «Соедини похожие предметы», «Собери вместе» очень полезно. У некоторых детей от 3 до 4 лет проявляется особый вид зрительной памяти – эйдетическая, образы которой по своей яркости и отчетливости близки к образам восприятия. В этот период начинает складываться долговременная память (примерно 75% детских воспоминаний соответствуют этому возрасту).
Совершенствование предметно-орудийной деятельности ребёнка, рождение собственно игры определяет и новый качественный этап в развитии мышления. Мы наблюдаем постепенный переход к концу возраста от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению при решении практических и умственных задач. Изменение мышления связано с тем, что устанавливается его тесная взаимосвязь с речью. Это приводит к появлению развернутого мыслительного процесса – рассуждения; к перестройке соотношения практической и умственной деятельности – речь начинает использоваться для планирования деятельности; к бурному развитию мыслительных операций – сравнения, анализа, обобщения.
Характерным проявлением этих особенностей становится появление у детей множества вопросов, которые приобретают познавательный характер и свидетельствуют о любознательности, стремлении ребёнка познать мир. Ребёнок увлекается экспериментированием с разными предметами, исследованием их внутренних свойств, поиском причин и способов решения практических задач (Почему у паровозика идёт дым? Что делает шмель в цветке? Отчего подо льдом пузырьки?). Это побуждает ребёнка к сравнениям, установлению связей, приводит к способности оперировать уже не только реальными предметами, но и их образами.
В целом, мышлению ребёнка в этом возрасте присуща конкретная образность. В объектах он выделяет наиболее яркие, но не всегда существенные признаки, что приводит к необычным умозаключениям (как в наблюдениях Корнея Чуковского: «…если кормить цыплят капустой, вырастут кролики!»). В объяснении процессов и явлений ребенок применяет одушевление, перенося на природные явления свойства, действия и отношения людей. Он рассуждает вслух, сопоставляя и обобщая, перебирая возможные варианты, пробует доказывать, используя аналогии, основываясь на своем чувственном опыте, житейских ситуациях, прочитанных взрослыми произведениях.
Благодаря такому своеобразию детского мышления происходит дифференциация явлений («живое» / «неживое»; «хорошо» / «плохо», «красиво» / «некрасиво»; «прилично» / «стыдно»). Ребёнок начинает пытаться осмыслить не только природные явления, но и социальные – отношения, поведение людей. Создавая условия для познавательного развития ребёнка, надо помнить, что основная характеристика мышления малыша 3–4 лет – ситуативность и наглядная образность.
В разных видах деятельности у ребёнка быстро начинает развиваться воображение. Он постепенно начинает отличать реальность и вымысел. Развитие воображения непосредственно связано с развитием знаковой функции сознания, которая состоит в возможности использовать один объект в качестве заместителя другого.
Первым доступным видом воображения выступает эмоциональное (аффективное) воображение, проявляемое при проигрывании своих переживаний – радости, страха, недовольства, восхищения. Такое воображение, порой, играет функцию защиты своего «Я» от негативных ситуаций, вызывающих фрустрацию, отрицательных переживаний (угрозы наказания, отказа в удовлетворении желания, запретов). К примеру, ребёнок отказывается есть кашу, объясняя это следующим: «Я зайчик! Разве ты не знаешь, что зайчики кашу НЕ кушают. Они любят заячью капусту!». Для детей этого возраста типичен первый этап процесса воображения – создание воображаемой ситуации, в которой строится образ действием «опредмечивания» (например, превращение кубика в «будку для собачки»). Первоначально символы заимствуются детьми из знакомых сюжетов мультфильмов, сказок, иллюстраций (Лунтик, Фиксик, Свинка Пеппа, Баба Яга, принцесса), а затем создаются самостоятельно («зубастый самолет»).
В активной познавательной деятельности ребенка начинает складываться и познавательное воображение, позволяющее ему предвосхищать, прогнозировать изменения свойств предметов, ситуаций. Обогащение личного опыта деятельности, познавательное общение со взрослыми обеспечивает ребёнку четвёртого года жизни развитие не только репродуктивного (воссоздающего), но и творческого уровня воображения, при котором ребенок «порождает идеи», используя не только приём опредмечивания («как будто это волшебная палочка»), но и гиперболизацию (преувеличение), агглютинацию («склеивание», комбинирование частей разных предметов, явлений).
Все познавательные процессы неразрывно связаны с развитием внимания ребёнка, во многом зависят от него. Основным видом внимания ребёнка 4-го года жизни остается непроизвольное. Оно вызывается внешне привлекательными предметами, событиями, людьми и остается сосредоточенным до тех пор, пока у ребенка сохраняется интерес к воспринимаемым объектам.
Существенной особенностью становится интеллектуализация внимания, которая совершается в связи с умственным развитием малыша. Внимание сначала опирается на чувственное содержание – непосредственные чувственные представления при рассматривании, действовании с предметами, но к концу 4 года жизни начинает переключаться и на мыслительные связи, то есть происходит сосредоточение на моментах осмысливания имеющихся представлений для решения какой-то задачи: что взять на прогулку, как сложить башню, дотянуться рукой или взять палку, чтобы сорвать яблоко. В результате расширяется объем внимания, хотя он невелик (2-3 объекта), длительность сосредоточения (6-8 минут), но характерны быстрая отвлекаемость и низкая концентрация.
Более длительное сосредоточение внимания достигается при условии высокого интереса к предмету деятельности, особенно игры. Ребёнок пока затрудняется распределять внимание. Благодаря новизне, динамичности, эмоциональной привлекательности деятельности, в тесной связи с речевым развитием, овладением детьми правилами поведения, ребенок начинает проявлять способность к произвольному переключению внимания, достаточно долго сосредотачиваться на выполняемом действии, припомнить правила игры. Важно, чтобы родители поддерживали интерес малыша, вместе с ним радовались открытиям, сопереживали при неудачах и хвалили за достижения.
Существенную роль в познавательном развитии ребёнка от 3 до 4 лет имеет не только игровая, но изобразительная, музыкальная, художественно-речевая деятельность, интерес к которым опосредован высокой чувствительностью малыша ко всему яркому, образному, красивому, его эмоциональной гибкостью и отзывчивостью, любопытством и любознательностью.
Финькевич Л.В., Сялицкая А.Л.
раскрыть » / « свернуть