Важно знакомить ребенка с видами изобразительного искусства. Дети дошкольного возраста уже в три года способны воспринимать и понимать красоту народных глиняных игрушек и деревянных расписных матрешек, книжных иллюстраций и других произведений изобразительного искусства. Если малыши способны воспринять и принять содержательную сторону книжной иллюстрации, то дети старшего дошкольного возраста могут понять и оценить выразительность созданных художником-графиком образов, выделить выразительные средства, увидеть различную манеру выполнения изображения (например, особенности изображения животных у таких мастеров, как Е. Чарушин, Е. Рачев, Т. Маврина). Это позволяет использовать произведения разных жанров изобразительного искусства с целью развития у ребенка художественного творчества.
Ознакомление с произведениями изобразительного искусства взрослый может дополнять использованием художественного слова, содержащим образную характеристику предмета и явления, которое предстоит изобразить. Музыкальные произведения также углубляют впечатления, усиливают эмоциональное воздействие воспринимаемого и изображаемого явления.
Декоративно-прикладное искусство. Взрослый знакомит ребенка 3-4 лет с народной игрушкой (глиняной, деревянной), обращает внимание на средства художественной выразительности: цвет, форму основных частей, деталей, стимулирует интерес детей к народным игрушкам как разновидности народного декоративно-прикладного искусства, желание играть с ними.
Внимание детей 4-5 лет можно обратить на функции изделий декоративно-прикладного искусства: практическое использование предметов, выполненных народными мастерами, их декоративное назначение. Для рассматривания можно предложить народные игрушки, которые у разных народов имеют свое специфическое содержание и оформление. Так, дымковские игрушки расписаны ритмично и ярко, белорусские глиняные игрушки часто оформляются налепами или углубленным рельефом.
При рассматривании игрушки особое внимание детей 5-7 лет направляется на пластику переходов от одной части к другой, на то, какими способами они вылеплены и оформлены. Обратите внимание на материал, из которого она изготовлена. Поясните, что свистульки тоже лепят вручную, а отверстия прокалывают палочкой. Любая фигурка – это ручная работа, существующая в единственном экземпляре.
При ознакомлении с живописью учите ребенка 5-7 лет понимать, что изображено на картине, какими средствами выразительности пользовался художник, чтобы передать свою идею, замысел. Можно представить, как изменится настроение картины, если поменять колорит (сочетание цветов и оттенков). Интересен ребенку будет и приём мысленного создания картины по названию, данному художником. Он может составить рассказ-описание предшествующих и последующих картине событий, что способствует развитию воображения, фантазии. Предложение «войти» в картину поможет лучше понять замысел художника.
Можно использовать игровые приёмы при ознакомлении ребенка с произведениями живописи. Например, это различные игры-путешествия («Путешествие в город художников» – ребенок определяет жанры живописи: пейзаж, портрет, натюрморт по предложенным взрослым репродукциям картин художников, настольно-печатные игры («Составь пейзаж» – ребенок отбирает те картинки, на которых изображены элементы, присущие жанру пейзажа, обосновывает свой выбор), игры по типу «Отгадай-ка» – ребёнок составляет словесные описания картины, а взрослый отгадывает, о какой картине идёт речь, потом они меняются ролями.
В процессе ознакомления ребенка 3-4 лет с графикой (книжной иллюстрацией), взрослый прежде всего стремится вызывать интерес к произведениям этого вида искусства, стимулирует желание рассматривать, эмоционально откликаться на настроение художественно-изобразительного образа, учиться чувствовать красоту. У ребенка 4-5 лет нужно формировать представление о картине как способе отражения окружающего мира, познакомить его с выразительными средствами графики (цветом, формой, композицией, художественными техниками).
Для формирования представлений о графике у ребенка 5-7 лет взрослый может организовать экскурсии, в том числе виртуальные (слайд-шоу, видеофильм), беседы с использованием графических работ (иллюстрации, плакаты, афиши, марки и др.), игры («Галерея» – ребенок и взрослый выполняют по очереди роли экскурсовода и посетителей).
В процессе восприятия произведений скульптуры ребенок 4-5 лет усваивает ее выразительные средства (форма, пластичность, пропорции) и материалы, из которых она может быть изготовлена (глина, дерево, металл, камень и др.).
Детей 5-7 лет знакомят с видами скульптуры:
· Монументальная – памятники историческим людям или историческим событиям, монументы, витражи, городская и парковая скульптура, фонтаны и т.д.
· Станковая – по своим масштабам почти совпадает с размерами натуры, ей свойственна психологическая характеристика образа. Чаще всего это портреты, группы людей.
· Скульптура малых форм – это фигурки небольшого размера, выполненные из различных материалов – фарфора, дерева, кости, из пластмассы.
Знания об архитектуре как виде искусства ребенок 4-5 лет получает, знакомясь с родным городом, поселком, деревней. В ходе экскурсий, прогулок, наблюдений взрослый целенаправленно обращает внимание ребенка на разнообразие внешнего вида зданий. Ребенка 5-7 лет постепенно подводят к пониманию зависимости внешнего вида здания от его назначения, учат замечать разницу между жилыми, промышленными и общественными зданиями. Понятна детям и красота ландшафтной архитектуры — архитектуры парков, скверов, заповедников.
Ознакомление ребенка с дизайном происходит в процессе взаимодействия с предметным миром, когда взрослый поясняет ему назначение предметов и их свойства (особенности формы, цвета, конструкции, фактурные качества и др.). Сообщите ребенку 4-5 лет, что всех художников, создающих красивые и удобные вещи для использования в быту, называют дизайнерами. Эти мастера создают узоры ткани, украшают посуду, одежду и др. От знакомства с дизайном отдельных вещей можно перейти к знакомству с дизайном жилья. Дети узнают, что есть такие художники, которые умеют делать помещения для жилья, работы, отдыха и красивыми, и уютными.
Взрослый знакомит ребенка 5-7 лет с плоскостным (полиграфия, реклама и т. п.), предметным (одежда, мебель и т. п.), пространственным (интерьер, экстерьер), смешанным (оформление праздников и т. п.) дизайном. Обращает внимание на окружающие объекты среды, которые им нравятся или не нравятся, отмечают разнообразие их окраски, формы, величины, пропорций.
Важно знакомить ребенка с видами изобразительного искусства. Дети дошкольного возраста уже в три года способны воспринимать и понимать красоту народных глиняных игрушек и деревянных расписных матрешек, книжных иллюстраций и других произведений изобразительного искусства. Если малыши способны воспринять и принять содержательную сторону книжной иллюстрации, то дети старшего дошкольного возраста могут понять и оценить выразительность созданных художником-графиком образов, выделить выразительные средства, увидеть различную манеру выполнения изображения (например, особенности изображения животных у таких мастеров, как Е. Чарушин, Е. Рачев, Т. Маврина). Это позволяет использовать произведения разных жанров изобразительного искусства с целью развития у ребенка художественного творчества.
Ознакомление с произведениями изобразительного искусства взрослый может дополнять использованием художественного слова, содержащим образную характеристику предмета и явления, которое предстоит изобразить. Музыкальные произведения также углубляют впечатления, усиливают эмоциональное воздействие воспринимаемого и изображаемого явления.
Декоративно-прикладное искусство. Взрослый знакомит ребенка 3-4 лет с народной игрушкой (глиняной, деревянной), обращает внимание на средства художественной выразительности: цвет, форму основных частей, деталей, стимулирует интерес детей к народным игрушкам как разновидности народного декоративно-прикладного искусства, желание играть с ними.
Внимание детей 4-5 лет можно обратить на функции изделий декоративно-прикладного искусства: практическое использование предметов, выполненных народными мастерами, их декоративное назначение. Для рассматривания можно предложить народные игрушки, которые у разных народов имеют свое специфическое содержание и оформление. Так, дымковские игрушки расписаны ритмично и ярко, белорусские глиняные игрушки часто оформляются налепами или углубленным рельефом.
При рассматривании игрушки особое внимание детей 5-7 лет направляется на пластику переходов от одной части к другой, на то, какими способами они вылеплены и оформлены. Обратите внимание на материал, из которого она изготовлена. Поясните, что свистульки тоже лепят вручную, а отверстия прокалывают палочкой. Любая фигурка – это ручная работа, существующая в единственном экземпляре.
При ознакомлении с живописью учите ребенка 5-7 лет понимать, что изображено на картине, какими средствами выразительности пользовался художник, чтобы передать свою идею, замысел. Можно представить, как изменится настроение картины, если поменять колорит (сочетание цветов и оттенков). Интересен ребенку будет и приём мысленного создания картины по названию, данному художником. Он может составить рассказ-описание предшествующих и последующих картине событий, что способствует развитию воображения, фантазии. Предложение «войти» в картину поможет лучше понять замысел художника.
Можно использовать игровые приёмы при ознакомлении ребенка с произведениями живописи. Например, это различные игры-путешествия («Путешествие в город художников» – ребенок определяет жанры живописи: пейзаж, портрет, натюрморт по предложенным взрослым репродукциям картин художников, настольно-печатные игры («Составь пейзаж» – ребенок отбирает те картинки, на которых изображены элементы, присущие жанру пейзажа, обосновывает свой выбор), игры по типу «Отгадай-ка» – ребёнок составляет словесные описания картины, а взрослый отгадывает, о какой картине идёт речь, потом они меняются ролями.
В процессе ознакомления ребенка 3-4 лет с графикой (книжной иллюстрацией), взрослый прежде всего стремится вызывать интерес к произведениям этого вида искусства, стимулирует желание рассматривать, эмоционально откликаться на настроение художественно-изобразительного образа, учиться чувствовать красоту. У ребенка 4-5 лет нужно формировать представление о картине как способе отражения окружающего мира, познакомить его с выразительными средствами графики (цветом, формой, композицией, художественными техниками).
Для формирования представлений о графике у ребенка 5-7 лет взрослый может организовать экскурсии, в том числе виртуальные (слайд-шоу, видеофильм), беседы с использованием графических работ (иллюстрации, плакаты, афиши, марки и др.), игры («Галерея» – ребенок и взрослый выполняют по очереди роли экскурсовода и посетителей).
В процессе восприятия произведений скульптуры ребенок 4-5 лет усваивает ее выразительные средства (форма, пластичность, пропорции) и материалы, из которых она может быть изготовлена (глина, дерево, металл, камень и др.).
Детей 5-7 лет знакомят с видами скульптуры:
· Монументальная – памятники историческим людям или историческим событиям, монументы, витражи, городская и парковая скульптура, фонтаны и т.д.
· Станковая – по своим масштабам почти совпадает с размерами натуры, ей свойственна психологическая характеристика образа. Чаще всего это портреты, группы людей.
· Скульптура малых форм – это фигурки небольшого размера, выполненные из различных материалов – фарфора, дерева, кости, из пластмассы.
Знания об архитектуре как виде искусства ребенок 4-5 лет получает, знакомясь с родным городом, поселком, деревней. В ходе экскурсий, прогулок, наблюдений взрослый целенаправленно обращает внимание ребенка на разнообразие внешнего вида зданий. Ребенка 5-7 лет постепенно подводят к пониманию зависимости внешнего вида здания от его назначения, учат замечать разницу между жилыми, промышленными и общественными зданиями. Понятна детям и красота ландшафтной архитектуры — архитектуры парков, скверов, заповедников.
Ознакомление ребенка с дизайном происходит в процессе взаимодействия с предметным миром, когда взрослый поясняет ему назначение предметов и их свойства (особенности формы, цвета, конструкции, фактурные качества и др.). Сообщите ребенку 4-5 лет, что всех художников, создающих красивые и удобные вещи для использования в быту, называют дизайнерами. Эти мастера создают узоры ткани, украшают посуду, одежду и др. От знакомства с дизайном отдельных вещей можно перейти к знакомству с дизайном жилья. Дети узнают, что есть такие художники, которые умеют делать помещения для жилья, работы, отдыха и красивыми, и уютными.
Взрослый знакомит ребенка 5-7 лет с плоскостным (полиграфия, реклама и т. п.), предметным (одежда, мебель и т. п.), пространственным (интерьер, экстерьер), смешанным (оформление праздников и т. п.) дизайном. Обращает внимание на окружающие объекты среды, которые им нравятся или не нравятся, отмечают разнообразие их окраски, формы, величины, пропорций.
раскрыть » / « свернуть