- «Красный — белый»
Возрастная группа: 5-7 лет
Вид нарушения: нарушение фонематического слуха.
Цель: Нахождение звука в словах, воспринятых на слух.
Оборудование: По два кружка на каждого ребенка (красный и белый).
Описание игры: Педагог предлагает детям внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть заданный звук. Если в слове заданный звук есть, дети должны поднять красный кружок, если нет — поднимают белый кружок.
Источник: Картотека игр для развития фонематического слуха.
- «Где звук?»
Возрастная группа: 5-7 лет
Вид нарушения: нарушение фонематического анализа и синтеза
Цель: Нахождение места звука в слове.
Оборудование: Полоска из цветного картона, разделенная на три части яркими линиями, фишка (флажок или кружок).
Описание игры. Педагог называет слово. Дети определяют место заданного звука в слове. В зависимости от того, слышится ли звук в начале слова, в конце или в середине, фишка ставится на первую, последнюю или среднюю часть полоски. Можно ограничиться только одной большого формата полоской на столе педагога или раздать каждому ребенку полоски и фишки. В последнем случае дети должны сидеть за столами.
Сначала дети определяют место звука только в начале, затем в конце слова. И лишь когда они все это усвоят, можно взять слова, в которых заданный звук в середине слова. Если заданный звук гласный, то подбираются слова с дополнительным условием: гласный должен быть ударным (аист, река, мак).
Источник: Картотека игр для развития фонематического слуха.
- «Поймай рыбку»
Возрастная группа: 5-7 лет
Вид нарушения: нарушение звукопроизношения.
Цель: Активизация словарного запаса, автоматизация отдельных звуков.
Оборудование: Металлические скрепки, небольшие предметные картинки (изображенный предмет вырезан по контуру), коробка и удочка с магнитом из игры «Поймай рыбку». Скрепки прикрепляются к предметным картинкам.
Описание игры. Дети по очереди вылавливают удочкой различные предметы. Называют их. Определяют наличие или отсутствие в названии необходимого звука (например, р), его место в слове (в начале, конце, середине слова). За правильный ответ ребенок получает очко. Выигрывает тот, кто наберет больше очков.
Источник: www.logorina.ru
- «Кто больше слов придумает?»
Возрастная группа: 5-7 лет
Вид нарушения: нарушение звукопроизношения
Цель: Активизация словаря, автоматизация разных звуков.
Оборудование: Мяч, фанты.
Описание игры: Педагог называет какой-нибудь звук и просит детей придумать слова, в которых встречается этот звук. Затем дети образуют круг. Один из играющих бросает кому-нибудь мяч. Поймавший мяч должен сказать слово с условленным звуком. Он получает фант. Тот, кто не придумал слово или повторяет уже сказанное кем-либо, фанта не получает. Победитель определяется по количеству набранных фантов.
Источник: Картотека речевых игр
- «Отстукивание слогов»
Возрастная группа: 6-7 лет
Вид нарушения: нарушение фонематического анализа и синтеза
Цель: Обучение слоговому анализу слов.
Оборудование. Барабан, бубен.
Описание игры. Дети садятся вряд. Педагог объясняет, что каждому ребенку будет дано слово, которое он должен отстучать или отхлопать. Произносит отчетливо и громко слово, например колесо. Вызванный ребенок должен отстучать столько раз, сколько слогов в данном слове. Ведущий дает детям разные по количеству слогов слова. Победителями будут те, кто не сделал ни одной ошибки.
Источник: Картотека игр для развития фонематического слуха.
- «Три медведя»
Возрастная группа: 6-7 лет
Вид нарушения: нарушение фонематического анализа и синтеза.
Цель: научить детей определять позицию звука в слове, работать над просодикой.
Оборудование: фигурки трёх медведей из картона или игрушечные, предметные картинки со звуком [к] в разных позициях: кот, крот, удочка, рак, цыплёнок, лягушка, полка, мак, клевер, щётка, сок, собака.
Описание игры: ребёнок берёт картинку и называет её. Если звук [к] в начале слова, то эту картинку надо подарить Михайло Потаповичу; если звук [к] в середине слова, то эту картинку надо подарить Настасье Петровне; если звук [к] в конце слова, то эту картинку дарим Мишутке. Медведи говорят : “Спасибо!”, соответствующими им голосами.
Источник: Картотека игр для развития фонематического слуха.
- «Красный, жёлтый, зелёный»
Возрастная группа: 6-7 лет
Вид нарушения: нарушение фонематического анализа и синтеза.
Цель: развитие у детей навыков элементарного звукового анализа.
Оборудование: кружки с тремя цветами: красный, зеленый, желтый.
Описание игры: Детям раздают по 3 кружка разных цветов: красный, жёлтый, зелёный. Логопед договаривается с детьми, что красный соответствует звуку а, жёлтый – звуку у, зелёный– звуку и. Когда дети это запомнят, логопед произносит сочетания из этих звуков, сначала по два звука: ау, уи, уа, аи. Затем- по три звука: ауи, аиу, уиа, иуа, иау. Дети должны будут разложить на столах разноцветные кружки в определённой последовательности. Примерно также проводится анализ всех остальных гласных звуков.
Источник: Картотека речевых игр
- «Скажи, что звучит?»
Возрастная группа: 3-5 лет
Вид нарушения: нарушение фонематического слуха
Цель: развитие слухового внимания.
Оборудование: колокольчик, барабан, дудочка
Описание игры: Дети сидят на стульях полукругом. Педагог сначала знакомит их со звучанием каждой игрушки, а затем предлагает каждому по очереди отвернуться и отгадать звучащий предмет. Для усложнения игры можно ввести дополнительно музыкальные инструменты, например: треугольник, металлофон, бубен, погремушку и др.
Источник: Анкина Т. В. учитель-дефектолог МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 179»
- «Кто больше?»
Возрастная группа: 5-7 лет
Вид нарушения: нарушение фонематического анализа и синтеза.
Цель: Нахождение звука в названии предметов по картине.
Оборудование: Сюжетная картина, на которой изображены предметы с определенным звуком.
Описание игры: Педагог показывает детям картину, например «ОГОРОД». После рассматривания картины педагог предлагает рассказать, что собирают дети на огороде. Дети должны вспомнить, в названии каких предметов имеется заданный звук. За каждое слово дается картонный кружок. Выигрывает тот, у кого больше кружков.
Источник: Картотека речевых игр
- «Тихо-громко»
Возрастная группа: 5-7 лет
Вид нарушения: нарушение фонематического слуха
Цель: Развитие слухового внимания, координации движений, чувства ритма.
Оборудование: Бубен, тамбурин.
Описание игры: Педагог стучит в бубен тихо, потом громко, и очень громко.
Соответственно звучанию бубна дети выполняют движения: под тихий звук идут на носочках, под громкий – полным шагом, под более громкий – бегут. Кто ошибся. Тот становится в конце колонны. Самые внимательные окажутся впереди.
Источник: Анкина Т. В. учитель-дефектолог МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 179»
- «Где позвонили?»
Возрастная группа: 5-7 лет
Вид нарушения: нарушение фонематического слуха
Цель: Развитие слухового внимания, определение направления звука.
Оборудование: Колокольчик.
Описание игры: Дети садятся группами в разных местах комнаты. Выбирается водящий. Ему предлагается закрыть глаза и угадать, где позвонили. Направление звука ребенок должен указать рукой. Если ребенок правильно укажет направление, педагог говорит: «ПОРА» - и водящий открывает глаза. Тот, кто звонил, встает, и показывает колокольчик. Если водящий укажет направление неправильно, он снова водит, пока не угадает.
Источник: Анкина Т. В. учитель-дефектолог МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 179»
- «Скажи, что слышишь?»
Возрастная группа: 3-5 лет
Вид нарушения: нарушение фонематического слуха
Цель: Развитие слухового внимания, накопление словаря.
Описание игры: Педагог предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали ( щебет птиц, сигнал машины, шорох падающего листа). Дети должны ответить целыми предложениями.
Источник: Анкина Т. В. учитель-дефектолог МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 179»
- «Узнай по звуку»
Возрастная группа: 5-7 лет
Вид нарушения: нарушение фонематического слуха
Цель: Развитие слухового внимания, фразовой речи.
Оборудование: Различные игрушки и предметы (книжка, бумага, дудочка, барабан).
Описание игры: Играющие садятся спиной к ведущему. Он производит шумы и звуки разными предметами. Тот, кто догадывается, чем ведущий производит шум, поднимает руку и, не оборачиваясь говорит ему об этом.
Шумы можно производить разные: бросать на пол ложку, бить в бубен и т.д.
Тот, кто отгадает наибольшее количество различных шумов, выигрывает.
Источник: Анкина Т. В. учитель-дефектолог МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 179»
- «Где постучали?»
Возрастная группа: 5-7 лет
Вид нарушения: нарушение фонематического слуха
Цель: развитие ориентации в пространстве, формирование слухового внимания.
Оборудование: палочка, стульчик, повязки.
Описание игры:
Все дети сидят в кругу на стульчиках. Один (водящий) выходит в середину круга, ему завязывают глаза. Педагог обходит весь круг за спинами детей и кому-то из них даёт палочку, ребёнок стучит ею о стул и прячет ее за спину. Все дети кричат: «Пора». Водящий должен искать палочку, если он её находит, то садится на место того, у кого была палочка, а тот идёт водить; если не находит, продолжает водить.
Источник: Анкина Т. В. учитель-дефектолог МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 179»
- «Зебра»
Возрастная группа: от 3-х лет
Вид нарушения: нарушение артикуляции
Цель игры: развитие и закрепление артикуляционных навыков, координации движений по команде.
Оборудование: зеркало.
Описание игры: взрослый рассказывает, что зебры очень любят фотографироваться, при этом они широко улыбаются, демонстрируя все свои зубки. Малыш должен улыбнуться, как зебра, показав в улыбке все свои зубы. Зебры также показывают отдельно свои верхние зубы. Поднимая верхнюю губу высоко к носу. Потом они показывают свои нижние зубки, отгибая вниз нижнюю губу. Ребенок должен повторить все эти движения. Положения поднятой к носу верхней губы и оттопыренной вниз нижней губы необходимо зафиксировать на несколько секунд.
Примечание: если игра проводилась в группе детей, то в конце можно объявить самую фотогеничную зебру.
Источник: Комплекс логопедических игр
- «Веселый клоун»
Возрастная группа: от 3-х лет
Вид нарушения: нарушение артикуляции
Цель игры: формирование правильной артикуляции мышц, участвующих в произнесении звуков.
Оборудование: зеркало.
Описание игры: взрослый предлагает ребенку изобразить веселого улыбающегося клоуна, а чтобы улыбка была особенно широкой и веселой, нужно беззвучно произнести звук (и). Задержать улыбку на лице необходимо на 5-10 сек.
Примечание: следите за тем, чтобы малыш не открывал рот слишком широко, он должен быть приоткрыт.
Источник: Комплекс логопедических игр
- «Поймай звук»
Возрастная группа: 5-7 лет
Вид нарушения: нарушение фонематического слуха.
Цель: игра направлена на развитие способности выделять речевой звук среди неречевых звуков.
Оборудование: музыкальные инструменты.
Описание игры: ребенку предлагается послушать звук [ш]. “Так шипит змея. Это звук [ш]. Ты сейчас повернешься ко мне спиной, а я буду произносить разные звуки. Как только ты услышишь звук [ш], как будто змея зашипела, то сразу хлопнешь в ладоши”.
Ребенку предлагается послушать: стук деревянных палочек, звук [ш], шуршание бумаги, звук [ш], цоканье, звук колокольчика, звук [ш].
Источник: Л.В. Ковригина «Подготовка к обучению грамоте детей»
- «Послушай и назови».
Возрастная группа: 6-7 лет
Вид нарушения: нарушение звукопроизношения
Цель: игра направлена на развитие способности дифференцировать смыслоразличительные признаки фонем в словах паронимах.
Оборудование: картинки со словами паронимами.
Описание игры: ребенку предлагается 6 предметных картинок: мышка, мишка, ложки, рожки, дрова, трава. Перед тем, как дается инструкция, выясняется, все ли изображенные предметы знакомы ребенку. Только после этого предлагается следующая инструкция: „Я сейчас буду называть то, что нарисовано на картинках, а ты будешь показывать, что я называю”.
Такая же процедура предшествует и другой серии из 6 картинок. (Уточка, удочка, крыша, крыса, коса, коза, лук, люк, бочка, почка.).
Источник: Л.В. Ковригина «Подготовка к обучению грамоте детей»
- «Фокусник»
Возрастная группа: от 4-х лет
Вид нарушения: нарушение артикуляции
Цель игры: формирование правильной артикуляции.
Оборудование: маленький кусочек ваты.
Описание игры: взрослый предлагает сделать ребенку фокус. Для чего на кончик носа надо положить кусочек ваты, высунуть язык изо рта, придав ему форму чашечки, и подуть на нос. Если все сделать правильно, то вата должна взлететь. Если чашечка получилась маленькой, то вата продолжает лежать на носу, так как воздушная струя изменит направление.
Примечание: можно устроить соревнование, чья ватка взлетит выше.
Источник: Корнеева И.В. «Логопедические игры для детей».
- «Один-много»
Возрастная группа: от 4-х лет
Вид нарушения: нарушение звукопроизношения
Цель игры: отработка артикуляции звука (з), развитие умения образовывать множественное число имен существительных.
Оборудование: можно использовать картинки с единственным и множественным изображением предметов.
Описание игры: взрослый предлагает ребенку образовать новое слово, поставив существительное в множественное число. Например, взрослый говорит : ваза- ва(ребенок заканчивает зы), таз-тазы, коза-козы, медуза-медузы.
Примечание: следует следить за правильной артикуляцией звука (з). Аналогично можно проводить такую игру для автоматизации других поставленных звуков.
раскрыть » / « свернуть