Для учителя-дефектолога - Д/с №6 г.Пинска

Разделы сайта

Для учителя-дефектолога

Занятие в старшей группе

по формированию произносительной стороны речи

для учителей-дефектологов

ТЕМА «ПУТЕШЕСТВИЕ МАЛЕНЬКОЙ МЫШКИ»

Программное содержание:

• развивать умение выполнять основные артикуляционные уклады;

• развивать умение четко произносить звук [ш] изолированно, в слогах и словах;

• формировать умение определять наличие звука [ш] в словах, с опорой на картинный материал;

• формировать умение образовывать существительные во множественном числе  родительном падеже;

• формировать умение запоминать материал, используя приемы создания внешних опор в виде символов.

Предварительная работа: разучивание текста песенки «Паровозик», комплекса артикуляционной гимнастики для шипящих звуков.

Подготовка к занятию: изготовление карты-схемы «Путешествие маленькой мышки», трафаретных изображений листьев с картинками, предметных картинок на звук [ш], с символами на обратной стороне; подбор предметных картинок на звук [ш], символов артикуляционной гимнастики.

Оборудование: карта «Путешествие маленькой мышки»;  символы артикуляционной гимнастики; трафаретные изображения листьев с нарисованными на них картинками; предметные картинки с символами на обратной стороне; предметные картинки для упражнения «Покупки»; карандаш; логопедическое зеркало.

Ход:

Вводная часть

У ч и т е л ь – д е ф е к т о л о г. Сегодня ты встретишься с маленькой мышкой и отправишься с ней в небольшое путешествие. Мышка оставила карту, которая не только покажет дорогу, но и поможет ничего не перепутать и не забыть. Посмотри, здесь на карте все нарисовано. Что ты видишь в самом начале?

Основная часть

У ч и т е л ь – д е ф е к т о л о г. В этом домике за высоким забором живет мышка.

Мышка проснулась, открыла окошечко и вышла на крылечко. (Упражнение «Блинчик») Недалеко она заметила грибочки. (Упражнение «Грибок») Захотелось мышке покататься на качелях. (Упражнение «Качели») На завтрак мышка приготовила себе чай в чашечке. Выпила одну чашечку чая, другую, третью. (Упражнение «Чашечка») Чай мышка пила со вкусным вареньем. Варенье осталось на губе, давай оближем губку. (Упражнение «Вкусное варенье»)

У ч и т е л ь – д е ф е к т о л о г. Посмотри, что нарисовано возле домика? (На карте изображение листьев) Мышка побежала по дорожке из сухих листьев: ш-ш-ш. Давай пойдем за ней и пошуршим, как листочки. Я буду начинать слово, а вы с мышкой шуршите погромче, чтобы его закончить: мы...,  ду..., камы..., малы..., каранда..., ту…,      ланды….

(Учитель-дефектолог показывает и называет листочек с нарисованной на нем картинкой, а ребенок договаривает последний звук)

У ч и т е л ь – д е ф е к т о л о г. Посмотри, куда дальше ведет дорожка? Здесь камыши.

Мышка любит слушать, как они шуршат. Послушай камыши и пошурши, как они:

ша-шу-ша;      ши-шо-ши;

ше-ша-шу;      ша-ши-шо.

(Ребенок потирает руки и проговаривает слоговые цепочки)

У ч и т е л ь – д е ф е к т о л о г. А кто же тут прячется в камышах? Это утка. Испугалась утка, захлопала крыльями. Покажи, как она это делает:

аш-аш;      ош-ош;      ыш-ыш;        уш-уш.

(Ребенок проговаривает слоги, имитируя руками хлопанье крыльев)

У ч и т е л ь – д е ф е к т о л о г. Дальше мы с тобой отправимся в путешествие на паровозике. 

Физкультминутка «Паровозик»

У ч и т е л ь – д е ф е к т о л о г. Что подсказывает нам карта? Впереди дорожка, чтобы пройти по ней, нужно выбрать только те картинки, в названии которых есть звук [ш]. Выбери нужные картинки и выложи их в виде дорожки.

(Ребенок выкладывает дорожку и еще раз проговаривает слова, с отрабатываемым звуком)

У ч и т е л ь – д е ф е к т о л о г. Идем вместе с мышкой по дорожке, а картинки за нами переворачиваются. (На обратной стороне каждой картинки изображен символ) 

У ч и т е л ь – д е ф е к т о л о г. По дорожке мышка привела нас в магазин. Подскажи, что она там купила. Я начну, а ты продолжи. Мышка купила много... (Выкладывает перед ребенком картинки: шуба, машина, шкаф, подушка и др.) А как же вернуться домой? Карта нам поможет. Вот и знакомая дорожка. Вспомни, что изображено на картинках. (Ребенок вспоминает картинки, опираясь на символы)

У ч и т е л ь – д е ф е к т о л о г. А дальше пойдем по короткому пути. На карте он обозначен еле заметной линией. Тебе понадобится карандаш. (Ребенок проводит карандашом по пунктирной линии)

У ч и т е л ь – д е ф е к т о л о г. Вот и домик мышки. Вошла мышка в дом и стала сочинять стихи. А чтобы мышке было легче, подскажи ей последние словечки.

Рисуют дружно малыши,

У них в руках ... карандаши.

Носит яркий гребешок, наш веселый ... петушок.

Вот бежит малышка — Серенькая ... мышка.

Зашуршали тихо шины — Это едет к нам ... машина.

Мама просит Машу: «Свари братишке ... кашу».

Мышка моется под душем, Моет хвостик, моет ... уши.

Заключительная часть

У ч и т е л ь – д е ф е к т о л о г. Нам пора прощаться с мышкой. Ты сегодня очень хорошо ей помогал! А какой звук помогал тебе на нашем занятии?

Литература:

1. Кислякова, Ю.Н. Ребенок и общество: способы познания окружающего мира детьми с тяжелыми нарушениями речи : учебно-методическое пособие для педагогов учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования / Ю. Н. Кислякова. – Мозырь : Белый Ветер, 2016. – 139, [1] с.

2. Щерба, Н.В. Формирование произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: пособие для педагогов учреждений образования, реализующих программу специального образования на уровне дошкольного образования/ Н.В.Щерба. Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2014. – 131, [1] с. : ил.

 

 

Занятие в старшей группе по образовательной области «Обучение грамоте»

для учителей-дефектологов, воспитателей дошкольного образования

ТЕМА  «ВЕСЕЛАЯ ГРАММАТИКА»

 

Программное содержание:

  • развивать умение произносить звуки Л-Ль в слогах, словах;
  • развивать умение  образовывать множественное число имени существительного     Именительного и Родительного падежа; существительные с уменьшительно-ласкательными  суффиксами;
  • развивать умение делить слова на слоги; определять мягкий и твёрдый звуки, правильно выделять их в словах; проводить звуковой анализ слова с помощью моделей звуков.
  • формировать зрительный образ звука Л;

Предварительная работа: проведение игр: «Весёлый поезд» (деление слов на слоги),  «Поймай комарика» (определение заданного звука в слове), «На что похожа буква», «Один-много», «Чего не стало», «Назови ласково», отгадывание загадок о диких животных, посуде.

Подготовка к занятию: изготовление демонстрационного и раздаточного материала: символов звуков Л, И, С, А, карточек для звукового анализа слова ЛИСА, иллюстраций к игре «На что похожа буква», разноцветных фишек для проведения звукового анализа слова.

Оборудование: демонстрационный и раздаточный материал: символы звуков Л, И, С, А, карточки для звукового анализа слова ЛИСА, иллюстрации к игре «На что похожа буква», разноцветные фишки (красные, зелёные, синие) для проведения звукового анализа слова, указки, мяч, буквы Л, И, С, А, счётные палочки, веер.

Ход:

Вводная часть

У ч и т е л ь – д е ф е к т о л о г. Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по Стране Веселой Грамматики. Закройте глаза, представьте, что дует свежий ветерок, светит солнышко. Отгадайте загадку, назовите первый звук в слове:

Сама не ем,

А людей кормлю. (Ложка)

Основная часть

Знакомство со звуком [Л].

Объясняется артикуля­ция звука [Л]:

- губки слегка в улыбке;

- зубки сближены;

- узкий кончик языка поднят за верхние зубки к бугорочкам;

- горлышко «работает».

Символ звука: корабль плывёт: ЛЛЛЛЛ...

 Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воз­духу), твердый, звонкий.

Проговаривание слогов и слов с движением. (Дети выполняют его стоя возле стульев)

Произнося слоги (ла-ла-ла), дети вращают кистями рук над головой, делают «Фонарики».

Далее дети произносят слова ЛАМПА и ЛУНА следующим образом:

ЛАМПА

Лам -

 

Па -

Дети делают одно вращательное движение кистями рук («фонарик»)

Прижимают кулачки к груди

 

ЛУНА

Лу -

 

На -

Дети делают одно вращательное движение кистями рук («фонарик»)

Протягивают руки перед собой, ладонями вверх

 Дидактическое упражнение «Семафор». (Подними символ, если услышишь звук [Л]):

л, г, з, л...; ла, ма, му, лу...; ал, ол, ум, ип...;

ласка, ложка, пила, кошка, стол, башня, полка...

Игра «Один - Много». (Проводится с мячом)

Послушай слова, измени по образцу.

 

Усложнённое задание

Лапа –лапы – много лап

Ложка

Лось

Пила

Клоун – клоуны – много клоунов

Велосипед

Блокнот

Лампа

Салат

Яблоко

 Игра «Назови ласково». (Проводится с мячом)

Послушай слова, назови ласково.

 

Усложнённое задание

Вилка – вилочка

Стол

Стул

лапа

Лампа – лампочка

Яблоко

Каблук

Слон

Лужа

колбаса

Знакомство с буквой Л.

Представление буквы.

Игра «На что похожа буква Л».

Выкладывание буквы из пальчиков, из палочек

Физкультминутка.

Лампочка перегорела,

Вероятно заболела.

 

И теперь у нас темно,

 

Лишь луна глядит в окно.

Дети делают «Фонарики»

Наклоняют голову к плечу и подносят сложенные ладошки к лицу

Указывают на себя, затем закрывают лицо руками

Соединяют руки в кольцо над головой

 Звуковой анализ слова «ЛИСА».

Загадка

Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост - ее краса.
Этот зверь лесной - …. (Лиса)

У ч и т е л ь – д е ф е к т о л о г. Сегодня мы разбираем слово ЛИСА. Назовите первый звук в слове. Какой это звук? (гласный или согласный, если согласный, то твёрдый или мягкий, звонкий или глухой)

Выставляется символ звука.

У ч и т е л ь – д е ф е к т о л о г. Каким цветом его обозначаем?

Также характеризуются  все остальные звуки и обозначаются символами и фишкой.

Далее дети самостоятельно, проводят звуковой анализ слова, используя цветные фишки и карточки для слогового и звукового анализа слова ЛИСА: 1 вариант - рамка без деления на части; 2 вариант - рамка поделена на 4 квадрата: по количеству звуков в слове.

В конце работы прочитывается всё слово, чтобы проверить, правильно ли найдены все звуки.

 У ч и т е л ь – д е ф е к т о л о г. Сколько слогов в слове ЛИСА? Сколько звуков в слове ЛИСА? Сколько гласных звуков, сколько согласных звуков, сколько мягких согласных звуков в слове, сколько твёрдых согласных звуков в слове?

К наборному полотну выходят 4 ребёнка.

У ч и т е л ь – д е ф е к т о л о г. Сейчас я раздам вам буквы, а вы должны будете составить слово. Остальные ребята проверят, правильно ли составили слово.

Заключительная часть

У ч и т е л ь – д е ф е к т о л о г. Ребята, вам понравилось путешествовать по Стране Веселой Грамматики? Что вам понравилось? Что для вас было самым сложным? Предлагаю вам дома поиграть с мамами и папами в игру «Выложи букву Л, слово ЛИСА».

Литература:

1. Старжинская, Н.С. Подготовка к обучению грамоте в детском саду: занятия, игры, занимательный материал: пособие для педагогов учрежд., обеспечивающих получение дошк. образования / Н.С. Старжинская. – 3-е изд. - Минск: Новое знание, 2014. – 208 с.

2. Щерба, Н.В. Формирование произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: пособие для педагогов учреждений образования, реализующих программу специального образования на уровне дошкольного образования/ Н.В.Щерба. Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2014. – 131, [1] с. : ил.

3. Ткаченко Т.А. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению    грамоте: Пособие для воспитателей, логопедов и родителей/ Т.А.Ткаченко. М., 2000.