Для педагога-психолога - Д/с №6 г.Пинска

Разделы сайта

Для педагога-психолога

Игровой тренинг с родителями

ТЕМА «МИР ДЕТСТВА»

Программное содержание:

  • создание положительной эмоционально-психологической атмосферы;
  • развитие способности родителей к пониманию внутреннего мира своего ребенка; 
  • обогащение педагогическими знаниями в области построения конструктивного общения со своим ребенком;
  • формирование позитивных родительских позиций в воспитании своих детей.

Предварительная работа: беседа с родителями средних групп «Возрастные особенности ребенка», «Секреты позитивного общения с ребенком», выставка совместных рисунков детей о родителей «Мир детства».

Подготовка к занятию: изучение литературы, составление конспекта, оформление групповой комнаты: стулья расставлены в форме круга, 2 стола для работы по подгруппам.

Оборудование: бейджики (по количеству участников), магнитная доска, магнитофон, музыкальные записи, мольберт с креплениями для ватмана, ватман 2листа, бумага А4, карандаши, фломастеры, обручи 3 цвета (желтый, красный, зеленый), шарфы, солнышки из бумаги.

 

Ход:

Вводная часть

(Звучит музыка. Родители рассаживаются по кругу. Педагог-психолог подходит к каждому из родителей, знакомится, родитель пишет свое имя на бейджике (в виде листка).

П е д а г о г – п с и х о л о г. Добрый вечер, дорогие родители. Я благодарю вас за то, что вы пришли на тренинг. Сегодня мы с вами пообщаемся в тесном, семейном кругу.

Психологический тренинг – это тренировка души, разума, тела. Человек усваивает 10% того, что слышит, 50% того, что видит, 90% того, что сам делает.

В ходе работы нам предстоит друг с другом общаться, поэтому просьба ко всем участникам: подписать и прикрепить визитки-бэйджики, чтобы все знали, как к вам обращаться.

П е д а г о г – п с и х о л о г. Тема сегодняшнего тренинга: «Мир детства».

Упражнение «Доброе тепло» (10 мин.)

П е д а г о г – п с и х о л о г. Сейчас я предлагаю вам познакомиться друг с другом.

Встаньте в круг и  возьмитесь за руки. От меня вправо (влево) пойдет «тепло», то есть я легонько прикоснусь своим плечом к плечу соседа, называя своё имя, написанное на визитке-бейджике, мой сосед так же – к следующему, и так по кругу. Давайте попробуем.

П е д а г о г – п с и х о л о г. А теперь то же самое, но с закрытыми глазами.  Посмотрим, как группа дружно сработает.

Сложно было выполнять задание? Почему? Каковы ваши ощущения после выполнения задания?

Упражнение «Правила работы в группе»

П е д а г о г – п с и х о л о г. Участники тренинга все делают сами. Чтобы наша встреча была продуктивной, нужно придерживаться определенных правил.

Мы не будем давать друг другу оценок, не будем никого обсуждать. Мы создадим атмосферу безопасности, доверия, открытости. Это позволит вам экспериментировать, не стесняясь ошибок.

Правила написаны на доске,  давайте обсудим и выберем те, которые подходят нам для эффективного взаимодействия:

  • Обращение по имени и на «ты».
  • Не давать друг другу оценок, никого не обсуждать.
  • Слушать, не перебивать.
  • Правило участия – я принимаю участие в играх.
  • Правило хорошего настроения.

Итак, правила поведения на тренинге мы определили.

Основная часть

П е д а г о г – п с и х о л о г. Вот в такой доброй и теплой атмосфере, наверное, и следует говорить о самом важном в жизни каждого человека – о родительской любви. Все считают себя любящими родителями, и это вполне естественно. Но детям важно еще одно – как мы проявляем это чувство.

Родительство, наверное, является наиболее глубокой ответственностью, которую только может принять на себя взрослый человек.

Наиболее важно, особой ролью родительской деятельности является любить и воспитывать своих детей, а также формировать в них чувства высокого самоуважения и уверенности в себе.

Общение и отношения с другими людьми зарождаются и развиваются в детском возрасте.  Для ребенка взрослые являются образцом во всем. Дети хорошо усваивают то, что представлено наглядно, все хочет познавать на собственном опыте.

Речь детей лучше развивается в атмосфере любви, спокойствия, когда взрослые внимательно слушают их, общаются с детьми, читают им сказки и обсуждают прочитанное.

Если ребенок не ощущает чуткости и любви со стороны окружающих, то у него возникает недоверчивое отношение к миру, а возможно и ощущение страха, которые могут сохраниться на всю жизнь.

Упражнение «Ассоциации» 

П е д а г о г – п с и х о л о г. Наша цель - воспитать счастливого ребенка. Кто может воспитать счастливого ребенка. Кто такой счастливый ребенок? Кто такой эффективный родитель? На эти вопросы мы ответим, поработав в группах.

П е д а г о г – п с и х о л о г. Нам предстоит поделиться на 2 команды.

1 команда: напишите свои ассоциации, когда вы слышите слово «счастливый ребёнок».

2 команда: напишите свои ассоциации, когда вы слышите слово «эффективный родитель».

(Обсуждение, выслушивание ассоциаций)

П е д а г о г- п с и х о л о г. Самые важные учителя для детей – родители.

Родительский дом – это первая школа для ребенка. Семья оказывает огромное влияние на то, что малыш будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Сколько бы человек не прожил, он время от времени обращается к опыту из детства.

У ребенка представления о мире еще не сформированы, а жизненный опыт ничтожно мал. Наша задача – задача взрослых людей, окружающих ребенка, – помочь ориентироваться в еще непонятном для него мире, объяснить, что опасно и непозволительно, а что допустимо и даже необходимо для малыша.

Упражнение «Запрещаем – разрешаем»

(На полу размещаются  три цветныхобруча, соответствующие зонам запрета: зеленый символизирует зону «Полная свобода»; желтый – зону «Относительная свобода»; красный – зону «Запрещено»)

П е д а г о г- п с и х о л о г. Выслушайте список возможных действий детей, распределив их по трем основным зонам. На каждый вариант сделайте свой выбор, войдя в обруч определенного цвета.

(Полученные варианты анализируются: родители совместно с педагогом-психологом, прогнозируют возможные ситуации и допущенные ошибки)

П е д а г о г- п с и х о л о г. Могут ли ограничения из оранжевого обруча перейти в зеленый? Из красного – в  желтый? Зеленый? Почему?

Педагог-психолог: Следующее задание позволит каждому из нас проявить чуть больше ласки и внимания к нашим детям.

Упражнение «Ролевые игры»

П е д а г о г- п с и х о л о г. Поразмышляем в командах. Познакомьтесь с конкретной ситуацией и, обсудив, пропишите ваши варианты реагирования. (Раздаются листы с ситуациями)

Ситуации для команды №1. (Время выполнения – 5 минут. Выбирается родитель и ребенок)

П е д а г о г- п с и х о л о г. От имени ребёнка расскажите, как умудрились намочить всё, что только было возможно из своей одежды в единственной весенней луже, в тот момент, когда мама разговорилась с неожиданно подошедшей подругой. Подсказка: рассказывайте от имени ребёнка, озвучивая возможный ход его мыслей. И реакция мамы, когда она увидела промокшего ребенка…

П е д а г о г- п с и х о л о г. Я думаю, напоминание об этой возможности взрослых – проникать в мир детей, поможет грамотнее организовывать процесс воспитания, плодотворнее построить взаимодействие в семье.

Ситуация для команды №2. (Время подготовки – 5 минут. Выбирается родитель и ребенок)

П е д а г о г - п с и х о л о г. Уважаемые родители! Вы очень спешите, прибежали в детский сад за своим ребёнком. На улице Вас ждёт машина, а дочь (сын) капризничает, не хочет одеваться. Ваша реакция, действия и т.д.?

П е д а г о г - п с и х о л о г. Данные ролевые игры не только иллюстрируют возможные ситуации, но и позволяют задуматься каждому, а как бы я поступил, реагируя на поведение моего ребёнка, чему бы я смог его научить.

(Выслушиваются мнения обеих команд, допуская решение данной ситуации всеми участниками)

П е д а г о г - п с и х о л о г. Послушаем нас, взрослых, со стороны. Какие порой фразы мы используем в повседневной жизни.

 

Упражнение «Недетские запреты»

П е д а г о г - п с и х о л о г. Выберем одного участника, который должен сесть на стул в центре круга. Все остальные по одному подходят к нему и говорят, что они ему запрещают делать, – то, что участники чаще всего говорят своему ребенку. При этом шарфиком завязывают ту часть тела, которой касался запрет. Например: «Не кричи!» – завязывается рот, «Не бегай» – завязываются ноги, «Не трогай» –завязываются руки. После того, как выскажутся все участники, сидящему предлагается встать. Так как он не сможет встать, то его нужно развязать. Для этого каждый участник подходит к ленте, которую завязал, и снимает запрет, то есть говорит в утвердительной форме, что делать можно, оставляя суть запрета остается. Например: «Не кричи – говори спокойно».

Рефлексия

(Рефлексия участника, игравшего роль ребенка)

П е д а г о г - п с и х о л о г. 

-Что вы чувствовали, когда «родители» сковывали, ограничивали вашу свободу?

- Ограничение движения какой части тела вы ощутили наиболее остро?

- Какие чувства были у вас, когда вам предложили встать?

- Что хотелось развязать в первую очередь?

- Что вы чувствуете сейчас?

(Рефлексия участников, игравших роль взрослого)

П е д а г о г - п с и х о л о г. 

- Что вы чувствовали, когда видели обездвиженного ребенка?

- Что вам хотелось сделать?

- Легко ли найти слова, позволяющие переформулировать запрет?

- Какие чувства вы испытываете сейчас?

П е д а г о г-п с и х о л о г.  Известно, что готовых рецептов воспитания  не существует. И прежде, чем сказать запрет, нужно объяснить, для чего, и выразить его в утвердительной форме, избегая частицы «не». Желательно начать подобную фразу со своего эмоционального состояния. (Я очень обрадуюсь, если…)

Заключительная часть.

Упражнение «Солнце любви»

П е д а г о г - п с и х о л о г. Дети- это наши солнышки. Предлагаю каждому нарисовать на листке бумаги солнце, в центре которого написать имя ребенка. На каждом лучике солнца необходимо перечислить все прекрасные качества своих детей.

(Затем все участники демонстрируют свое «солнце любви» и зачитывают то, что написали)

П е д а г о г - п с и х о л о г. Предлагаю вам взять это Солнышко домой. Пусть теплые лучики его согреют сегодня  атмосферу вашего дома. Расскажите  вашему ребенку о том, как вы оценили его качества – подарите ребенку теплоту, ласку и внимание.

Рефлексия

П е д а г о г-п с и х о л о г. Наша встреча завершается, поэтому давайте определим, сбылись ли наши ожидания. На обратной стороне ваших весенних листочков пропишите фразу: «Я сделала для себя выводы стать …»

Литература:

1. Башлакова, Л. Н. Психологические занятия-тренинги в детском саду : пособие для педагогов-психологов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Л. Н. Башлакова, Л. А. Мартынова – Мн.: УП «Технопринт», 2004. – 208 с.

2. Овсяник, Н.В. Справочная книга педагога-психолога учреждения дошкольного образования : пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Н. В. Овсяник – Мозырь : Белый Ветер, 2012. – 170, [2] с. : ил.

3. Трудных детей не бывает / авт.-сост. Л. В. Пенкрат, В. И. Пенкрат, Н. В. Самусева.  –Минск : Красико-Принт, 2010. – 176 с. – (Школа и семья).